почта Kursk-Melnica@mail.ru
адрес г. Курск ул. Добролюбова 9
адресМы Вконтакте
Формирование приверженности к лечению

Формирование приверженности к лечению

Лечение ВИЧ-инфекции имеет длительный, практически пожизненный характер и требует от пациентов точного соблюдения рекомендаций врачей и режима терапии. Вопросы организации работы по повышению приверженности пациентов к АРВТ имеют принципиальное значение в оказании медицинской помощи при ВИЧ-инфекции.

Одной из наиболее существенных проблем в комбинированной терапии является приверженность пациентов лечению, т.е. насколько правильно пациент следует рекомендациям врача по применению схем лечения. В настоящее время схем высокоактивной антиретровирусной терапии довольно много, так как сейчас в мире используется для лечения пациентов более двадцати препаратов четырех классов. Большинство комбинаций лекарственных препаратов для лечения ВИЧ-инфекции близки по эффективности.

Однако, чем меньше таблеток получает пациент, меньше кратность приема препаратов и зависимость от приема пищи или жидкости, тем лучше пациент выполнит назначенную врачом схему лечения, и, соответственно, тем лучше будет эффект. Пропуск приема дозы препаратов может обусловить развитие устойчивости вируса к лекарствам. В этом случае терапия будет неэффективной, и врач будет вынужден произвести замену одного или даже всех антиретровирусных препаратов, составляющих данную схему. Кроме того, плохая приверженность режиму лечения способствует повышению риска передачи устойчивых штаммов ВИЧ.

Формирование приверженности к лечению

Способы формирования приверженности к лечению

В настоящее время для формирования и поддержания приверженности к лечению ВИЧ-инфекции используют различные стратегии и методы. Наиболее эффективными мерами являются многосторонне методики, сфокусированные на конкретном пациенте. Методологией формирования приверженности к лечению ВИЧ-инфекции является консультирование. Существует различные формы консультирования. Различают «до - и послетестовое» консультирование, кризисное консультирования, консультирование по вопросам лечения, семейное консультирование, консультирование «равный-равному» (когда ВИЧ положительный консультант ведет консультацию) консультирование созависимых родственников, консультирование половых партнеров и партнеров по наркопотреблени.

Консультирование – взаимодействие, конфиденциальный диалог с пациентом, направленный на изменение его поведения, основанный на предоставлении информации и психологической поддержки.

На первом этапе консультирования важно выяснить объем и характер представлений пациента о ВИЧ-инфекции и лечении этого заболевания. Необходимо спросить пациента, что он знает о лечении ВИЧ-инфекции. Врач в доступной форме рассказывает о целях ВААРТ, выгодах ее приема, требований к режиму лечения. На втором этапе консультирования врач выясняет проблемы, связанные с лечением заболевания у конкретного пациента. Необходимо спросить пациента как он относится к лечению готов ли к нему, что может помешать регулярному приему препаратов АРВТ и посещению врача для получения препаратов и контроля лечения.

В случае, если у пациента имеются проблемы (социальные, медицинские, психологические), которые могут препятствовать регулярному приему препаратов, необходимо использовать имеющиеся ресурсы для решения этих проблем. В работе на решение различных проблем пациента согласованно работают все члены мультипрофессиональный команды а это лечащий врач, равный консультант, психолог, социальный работник. На третьем этапе консультирования при обнаружении готовности к началу лечения обсуждают конкретные вопросы, связанные с режимом ВААРТ, возможными побочными эффектами и способами их коррекции; оформляется добровольное информированное согласие на лечение; подчеркивается взаимный характер обязательств, которые принимает на себя участники терапевтического процесса.

Существенное значение в формировании приверженности к лечению имеют:

  • разработка конкретного плана лечения выдача графиков приема препаратов и визитов к врачу в письменном виде; выбор удобного для приема режима терапии с минимальной частотой приема и минимальным количеством таблеток (применение комбинированных препаратов);
  • выдача вспомогательных средств коробочки для лекарств, таймера;
  • предоставление контактной информации, позволяющей пациенту при необходимости обратиться к врачу;
  • предоставление информации о возможности участия в работе групп взаимопомощи и иных ресурсах, доступных в регионе.
Наверх